Каталог православных СМИ

Православный фестиваль СМИ: Верим на слово!
27 ноября 2008

В два полных рабочих дня организаторы форума уместили полтора десятка семинаров, мастер-классов и круглых столов (о наиболее ярких из них вы можете прочитать в репортажах Марии Хорьковой). Для «Татьянина Дня» наиболее актуальными были две дискуссии: о роли молодёжных СМИ в православной миссии и об интернет-изданиях.

Открывая первый из этих круглых столов, главный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин прямо сказал, что в молодёжной журналистике разбирается плохо и находится здесь для того, чтобы больше понять и передал слово людям, которых в православной молодёжной журналистике давно знают и ценят: архимандриту Ионе (Черепанову) ( «Отрок.ua»), священнику Максиму Первозванскому («Наследник»), священнику Димитрию Карпенко («Новый ковчег»), протоиерею Александру Ильяшенко и Анне Даниловой (портал «Православие и мир»), Петру Королёву («Встреча»), а также представителям опытных и молодых региональных редакций. Не обошлось и без выступления корреспондента ТД.

У всех названных изданий есть свой узнаваемый голос – будь то спокойный, внятный и доступный современному человеку тон «Отрока», жизненная эссеистика «Наследника», миссионерский радикализм (в лучшем смысле слова) «Нового ковчега», живое обсуждение богословских проблем на страницах «Встречи» или чрезвычайно популярные в сети публикации «Православия и мира». Чего-то неожиданного ждать не приходилось, и в рассказах о себе и региональных изданиях мы дошли почти до завершения встречи.

И тут в призывный колокол ударила редактор одного из журналов Рязанской епархии, увидевшая крамолу в недавно вышедшем печатном дайджесте «Татьянина Дня»: среди самых разных материалов там опубликована рецензия на фильм «Секс в большом городе». Что можно было на это ответить? Фильм (конечно, показывающий далеко не христианский образ жизни) наверняка уже видела большая часть университетской аудитории, и нам важно донести до своих ровесников именно нашу, православную точку зрения, а не ограничиться «шельмованием врагов». О том, как лучше это делать и чего желательно избегать, завязалась настоящая дискуссия, в которой участвовали и корреспонденты названных изданий. Можно ли говорить о фильме, если в нём появляется ненормативная лексика или какое-то количество постельных сцен? Не будет ли это чёрным пиаром, который оказывается эффективные белого? На какую аудиторию рассчитан разговор о таких явлениях искусства? От чего необходимого отказаться, если мы решаемся высказать мнение православного человека о том или ином спорном произведении?
В конце встречи ведущий предложил собрать круглый стол, посвящённый конкретно этой проблеме; надеемся, идея будет реализована, и мы сможем спокойно обсудить то, что действительно стало проблемой церковной молодёжной журналистики.
Ловцы человеков и их Сеть

Утром следующего дня, 26 ноября, похожий состав участников в той же самой аудитории говорил о сетевых СМИ. На этот раз из-за небольшого количества региональных публицистических сайтов (представители епархий прямо говорили, что пришли «послушать») семьдесят процентов времени заняли четыре человека: обозреватель «Церковного вестника» Ксения Лученко, уже упоминавшиеся отец Димитрий Карпенко и Анна Данилова, а также ваш покорный слуга как представитель «Татьянина Дня».

Разговор касался тех проблем, которые больше всего волнуют сетевых журналистов. Первая из них – это растущая мультимедиадизация сайтов, необходимость использования аудио- и видеовключений, интерактивных форм, работы с комментариями читателей. Второй вопрос – острая нужда в профессиональном СМИ, которое было бы способно обсуждать важные и даже болезненные проблемы, не разрывая связи с Церковью и не скатываясь в полоскание грязного белья. Третья тема – необходимость более тесного сотрудничества между православными порталами и сайтами, а также отсутствие разнообразной и подробной информации по некоторым важным темам (например, жизни Поместных Церквей). Наконец, мы говорили о православной блогосфере, о тех элементарных правилах, которые блогерами зачастую не соблюдаются, о взаимовлиянии блогов и сетевых СМИ (напомним, что православные журналисты ещё несколько лет назад прочно обосновались в ЖЖ-сообществе ortho_periodics).

По всем этим вопросам (кроме второго, где рядовые авторы, к сожалению, не властны что-либо изменить без прочной поддержки священноначалия) есть вполне понятные рецепты, которые нужно лишь более настойчиво выполнять. Наш дружелюбный и довольно любопытный диалог был интересен и слушателям дискуссии, ещё не имеющим богатого опыта работы в интернете, но готовым его получить.
Закрытие форума: Украину спасает Чернуха

Это – то, что можно добавить к нашим прошлым публикациям. Фестиваль «Вера и слово» оказался действительно хорошо организованным и результативным форумом, но всё хорошее, как известно, когда-нибудь заканчивается.

В последний день фестиваля, 27 ноября, журналистская братия проснулась на полчаса раньше и, проглотив завтрак, устремилась в многочисленные автобусы. Дорога до Ново-Иерусалимского монастыря заняла больше часа, и под храп невыспавшихся соседей мы вспоминали и обсуждали то, что запомнилось больше всего.

А когда, наконец, автобусы приехали в новую Святую Землю, когда-то возникшую под Москвой по воле Патриарха Никона, делегацию из трёхсот человек разбили по группам и, снабдив экскурсоводами, с немалой скоростью повели по Новому Иерусалиму. Ни в одном из приделов знаменитой обители, строившейся десятки лет и в одночасье разрушенной фашистскими минёрами, задержаться не получилось – слишком мало времени отвели на экскурсию. Зато сразу стал виден громадный объём работы, которую собираются проделать восстановители монастыря (чего стоит одна внутренняя отделка изувеченного Воскресенского собора, не говоря уже о многочисленных инженерных трудах и организации паломнических маршрутов!).

Все эти темы прозвучали в докладе наместника монастыря игумена Феофилакта (Безукладникова) на заключительном заседании, открывшемся сразу после благодарственного молебна. Желая донести до журналистов каждую свою мысль, восстановители монастыря не пожалели бумаги и краски, распечатали три сотни идентичных докладов отца Феофилакта и любезно разложили их на каждом стуле (напечатанное, конечно же, слово в слово совпало с прочитанным).

Кроме многочисленных сведений о Новом Иерусалиме, услышали мы и то, что напрямую относилось к нам. Митрополит Климент обратился к православным борзописцам с напутствием, плавно перешедшим в проповедь (довольно душевную и доходчивую); протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что «задача ближайшей пятилетки» (это дословная цитата) – превращение православной журналистики в мейнстрим. Наконец, главный спикер «Веры и слова» Сергей Чапнин перечислил результаты форума, зачитал разработанный на одной из секций проект обращения к журналистской общественности о ситуации на Соловках (его приняли единогласно) и огласил список награждённых коллег.

Людей, которым митрополит Климент вручал грамоты фестиваля, а также медали к 1020-летию Крещения Руси, оказалось несколько десятков. Первый в этом ряду – главный редактор украинской «Церковной Православной газеты» игумен Лонгин (Чернуха), вопреки своей грозно звучащей фамилии добившийся очень неплохого тиража и большого охвата аудитории. За ним последовали его коллеги с Украины, а также других епархий русской Церкви. Представители именитых столичных СМИ наград, за редким исключением, не получили (оно и понятно: не всё же время награждать одних и тех же!).

Потом, официально договорившись о встрече через два года, мы выползли из монастыря, дружною толпою погрузились в те же автобусы и поехали – кто обратно в пансионат «Лесные дали», кто прямиком в Москву. Позади остались два дня напряжённой работы, мастер-классы коллег и приглашённых светских знаменитостей, в перерывах между ними – прогулки по изумительному местному лесу, и, конечно же, знакомство с коллегами со всей России и соседних стран.
 

Даниил Сидоров
Татьянин День

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: